ГлавнаяДипломыОбратная связь

Cегодня: 24.04.2014 08:32



УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 Тема:  Вода и её свойства.

окружающий мир  Цели:
1. Сформировать представление о трёх состояниях воды, уточнить и систематизировать знания о свойствах воды и льда.
2. Развивать наблюдательность, умение обобщать, расширять кругозор учащихся.
3. Способствовать созданию атмосферы товарищества, сотрудничества, приобщать учащихся к художественным ценностям.
 
  Оборудование:
• стаканы с водой,
• блюдца,
• лёд,
• глобус,
• схема “вода”,
• сахар,
• сок морковный,
• рисунки с изображением воды в различных состояниях,
• иллюстрации с картин И. К. Айвазовского “Девятый вал”, “Чёрное море”.
 
Ход урока
Все учащиеся класса разбиты на группы.

  I. Сообщение темы урока.

У: - Сегодня наш класс превратился в научную лабораторию, а вы – исследователи. Отгадайте, что будет предметом нашего исследования:
Я бегу струёй из крана
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода.)

  II. Беседа.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
Откуда ты?
Вода в ответ:
Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
У: - В этом стихотворении имеется в виду Мировой океан, в его состав входит вся вода планеты.
Посмотрите на глобус. Что можете сказать о пространстве, занимаемом водой? Вода занимает 3/4 земной поверхности.
 -Что такое вода? (Выслушиваются ответы учащихся). На доску помещается табличка:
вода – это вещество.
Сообщение учащегося:
“Вода одно из самых важных для человека веществ. Организм его, кровь, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды менее 10 дней. Вода поит животных и растения, вода работает на электростанциях, а ещё вода – самая широкая и самая удобная дорога. Суда перевозят грузы и пассажиров”.

  III. Определение состояний, в которых может находиться вода. 

У: - Отгадайте загадки:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло
Скользко, - весело, светло!
У: - Что такое лёд?
- При какой температуре вода превращается в лёд?
- Кто-то ночью утащил лес,
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
- Что же случилось на самом деле?
- Что представляет собою туман?
- Когда ещё наблюдали газообразное состояние воды?
- При какой температуре вода закипает и начинает испаряться? (Около 100 градусов).
Итак, в каких состояниях может находиться вода?
- Расскажите, опираясь на схему, какие природные явления связаны с водой? В каком состоянии находится вода?

  IV. Определение свойств воды и льда.

У: - Сейчас, ребята, вы будете ставить опыты. Цель вашей работы – выяснить, какими свойствами обладают вода и лёд. Результаты своих наблюдений вы запишете в таблицу, которая есть на ваших столах.
1. Отлейте часть воды из стакана в блюдце.
2. Понюхайте.
3. Попробуйте на вкус.
4. Определите, имеет ли вода цвет (если да то какой).
5. Добавьте морковный сок. Что произошло с водой?
6. Имеет ли форму.
7. Добавьте в стакан сахар и размешайте. Что произошло с сахаром? Какие ещё вещества растворятся в воде?

 Далее проводятся опыты со льдом. Результаты заносятся в таблицу.
1. Положите кусочек льда на текст или рисунок. Что вы обнаружили? Каким свойством обладает лёд.7
2. Подержите кусочки льда на ладони. Какой он на ощупь?
3. Что происходит со льдом у вас в руке?
4. Попробуйте разломить ледяную пластинку. Удалось ли это сделать? Постучите кусочком льда о стол. Что заметили? О каком свойстве говорит этот опыт?
5. Поместите ледяную пластинку в блюдце со льдом. Что произошло?

Результатом практической работы станет таблица:

Состояние воды: Жидкое 
Свойства: Течёт, не имеет запаха, не имеет вкуса, бесцветная, может окрашиваться другим веществом, принимает форму сосуда, является растворителем для некоторых веществ.
Состояние воды: Твёрдое (лёд) 
Свойства: Прозрачный, холодный, тает от тепла, хрупкий, легче воды.
Состояние воды: Газообразное  
У: - Подробно газообразное состояние воды вы, ребята, будете изучать в старших классах.
“Картинная галерея”.
У: - Вода - это не просто вещество, которое люди используют в своих целях. Эта природная стихия с древних времён привлекала человека своими тайнами. О подводном мире складывались легенды, написано много фантастических книг. Художники отражали в своих произведениях красоту водной стихии. Константин Иванович Айвазовский посвятил ей почти всё своё творчество.
Рассматривание иллюстраций картин “Девятый вал” и “Чёрное море” и слушание сообщений учащихся.
1-й ученик. “Иван Константинович Айвазовский родился в семье небогатого купца в городе Феодосия, который находится на берегу Чёрного моря. Ещё в детстве проявлял исключительные способности к рисованию. С 1883 года становится студентом петербургской Академии художеств, которую оканчивает раньше положенного срока. Айвазовского всегда привлекала романтика моря. В картине “Девятый вал” он отобразил борьбу человека с водной стихией. Ему удалось передать грозную картину шторма в открытом море, дать впечатление ярости морской пучины”.
2-й ученик. “Одна из самых знаменитых картин И. К. Айвазовского называется “Чёрное море”. В картине живо ощущается мерное движение волн, громадность морской равнины. Вода ещё только колышется, но движение уже грозно и неотвратимо. В небе чистая лазурь сменяется цепью облаков, и на море возникают цветные полосы, блики. Вдалеке виднеются небольшие волны. И вот они уже близко, они выросли и стали огромными грядами волн, вскипающими кое-где беляками”.

V. Закрепление знаний.

У: - Задания группам:
Первой группе: найдите слово, которое является обобщающим для всех остальных:
• лёд,
• пар,
• состояние,
• роса.

 Второй группе: исключите слово:
• течет,
• бесцветна,
• вода,
• растворитель.

 Третьей группе: исключите слово:
• жидкое,
• прозрачная,
• твердое,
• газообразное.

 Четвёртой группе: найти слово, которое является обобщающим для всех остальных:
• иней,
• явления природы,
• снегопад,
• половодье.
 Для первой группы слово “состояние”, для второй – ”вода”, для третьей - “прозрачная”, для четвёртой – “явления природы”.

 На столах рисунки:
• снежинка,
• капля на листе растения,
• туча,
• лужа,
• пар из чайника,
• сосулька,
• ручей,
• снежный узор на окне.

У: - Ребята первой и третьей группы должны выбрать рисунки, на которых вода находится в газообразном состоянии. Ребята второй группы выбирают рисунки, на которых вода в твёрдом состоянии и ребята из четвёртой группы выбирают рисунки, на которых вода в жидком состоянии.

VII. Итог урока.

Каждой группе предоставляется слово. Учащиеся аргументируют свои ответы.

VIII. Домашнее задание.

Выучить материал в учебнике, приготовить сообщения о явлениях природы, связанных с водой.

 
Наталья Сергеевна Морозова © преподаватель Гимназии N1 , 2011. Все права защищены.